Вопросы для самоконтроля по курсу структурной
лингвистики
- Почему нельзя определить систему как совокупность, т.е. все, что
можно разделить на части? (Какого существенного свойства системы будет
недоставать в таком определении?)
- Назовите трех–четырех представителей лингвистического направления
младограмматиков.
- Ф. де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики» подчеркивал: а) социальный
характер языка; б) важность синхронного изучения языка; в) системный характер
языка; г) нематериальный характер языка. В противовес каким особенностям
учения младограмматиков о языке акцентировал эти положения Ф. де Соссюр?
- Какой аспект изучения языка – статический или динамический – более
объективно, по мнению И. А. Бодуэна де Куртенэ, отражает сущность языка?
- В чем И. А. Бодуэн де Куртенэ усматривал системный характер языка? (в
связи с классификацией языковых единиц; вспомнить, каким термином он обозначал
языковые единицы в данном контексте)
- Какое понятие концепции И. А. Бодуэна де Куртенэ наиболее близко понятию
parole у Ф. де Соссюра?
- В чем, согласно И. А. Бодуэну де Куртенэ, заключается двойственный
характер фонемы?
- Какова, по И. А. Бодуэну де Куртенэ, связь между фонемой и содержательной
стороной языка (выражением различных значений)?
- Вспомните и прокомментируйте (в современных терминах) определение формы
слова по Ф. Ф. Фортунатову.
- Опишите состав разряд слов «без форм» по Ф. Ф. Фортунатову и оцените
научную плодотворность выделения такого разряда.
- Какие ключевые положения структурной лингвистики, часто связываемые с
именем Ф. де Соссюра, были выдвинуты в трудах Н. В. Крушевского?
- Существование какого звука предсказал Ф. де Соссюр, выдвигая т. наз.
«ларингальную гипотезу» и в каком языке был впоследствии обнаружен этот звук?
- Сколько лет Ф. де Соссюр писал свой «Курс общей лингвистики»?
- Каковы две основные составляющие речи, по Ф. де Соссюру?
- На какую более общую характеристику языка (противопоставляющую его речи)
опирается его конвенциональность?
- К какой музыкальной метафоре прибегал Ф. де Соссюр, описывая
взаимоотношения между языком и речью?
- Насколько психологичны, по Ф. де Соссюру, изучение языка и изучение речи?
- Что, по мнению Ф. де Соссюра, первично: язык или речь?
- С каким специфическим для концепции Ф. де Соссюра понятием структурной
лингвистики связано положение о том, что «в языке нет ничего, кроме различий»?
- Между какими уровнями языковой структуры, по мнению Ф. де Соссюра,
проходит, в основном, граница между синтагматикой языка и синтагматикой речи?
- Какова, по мнению Ф. де Соссюра, роль субстанции языка.
- Под каким названием Ф. де Соссюр вводит парадигматические отношения?
- Какова типовая структура синтагмы у Ф. де Соссюра?
- На какого рода общность могут опираться у Ф. де Соссюра парадигматические
отношения между языковыми единицами?
- Где ошибка в утверждении о том, что знак, по Ф. де Соссюру, - единство
идеального означаемого и материального означающего?
- Какое свойство языкового знака выводит Ф. де Соссюр из противопоставления
наименований понятия «бык» в немецком (Ochs)
и французском (boeuf) языках?
- Какое свойство языкового знака особенно важно для восприятия речи на слух
(по Ф. де Соссюру)?
- Перечислите факторы, способствующие стабильности знаковой системы
естественного языка (по Ф. де Соссюру).
- Прокомментируйте разницу в концептуальной значимости английского sheep и французского mouton.
- Приведите примеры различия в значимости одноименных частично совпадающих
грамматических значений в русском и каком-то другом языке.
- Опираясь на понятие значимости, аргументируйте наличие нулевого окончания
в форме рук (род. п. мн.
ч.).
- Как, опираясь на понятие значимости («В языке … есть только смысловые
различия и звуковые различия, проистекающие из этой системы»), подкрепить
взгляд Ф. де Соссюра на означающее как на идеальную сущность?
- В чем заключается «общий принцип дифференциации», по Ф. де Соссюру?
- Перечислите объекты изучения внешней лингвистики.
- Почему, по мнению Ф. де Соссюра, важно разделять лингвистику на внешнюю и
внутреннюю?
- С каким понятием (понятиями) связывает Ф. де Соссюр возможность выделения
в лингвистике синхронного и диахронического планов изучения?
- Каким направлениям в языкознании положил начало основной труд Ф. де
Соссюра?
- Назовите авторов двух работ конца 50-х годов, дополняющих изложение
концепции Ф. де Соссюра на основе его рукописей.
- Назовите четырех представителей Копенгагенской школы структурной
лингвистики и их основные труды.
- Какую глобальную цель в развитии лингвистической науки ставили перед собой
датские структуралисты?
- Какие основные положения концепции Ф. де Соссюра послужили отправной
точкой для школы глоссематики?
- Приведите примеры (не менее двух) того, как в разных языках субстанция
плана выражения приобретает различную форму.
- Приведите примеры (не менее двух) того, как в разных языках субстанция
плана содержания приобретает различную форму.
- Как называются в концепции датских структуралистов свойства, которые
позволяют отличить инвариантные различия от вариантных?
- Как называются две основные составляющие глоссематики как науки о языке,
соответствующие плану выражения и плану содержания? Поясните внутреннюю форму
этих терминов.
- Можно ли, согласно Копенгагенской школе, считать фонетику частью
лингвистики? Почему? Какая отрасль знания находится в аналогичном отношении к
лингвистике?
- Из чего, согласно Копенгагенской школе, состоит структура?
- Приведите примеры трех типов зависимостей в системе (парадигматике)
- Приведите примеры синтагматической интердепенденции.
- Приведите примеры детерминации в тексте.
- Приведите примеры комбинации (как типа зависимостей)
- С каких углов зрения, по Л. Ельмслеву, можно рассматривать соссюровское
понятие языка?
- Проиллюстрируйте примером три взгляда на языковую единицу.
- Соотнесите аспекты рассмотрения языка у Л. Ельмслева и противопоставление
языка и речи у Ф. де Соссюра.
- Назовите четырех представителей Копенгагенской школы структурной
лингвистики и их основные труды.
- В равной ли степени затрагивает сегментация текста план выражения и план
содержания?
- Поясните понятие фигуры плана содержания.
- Каковы количественные соотношения между знаками и фигурами в языке.
- Сравните взгляды Ф. де Соссюра и Л. Ельмслева на важность рассмотрения
односторонних сущностей в знаковой системе.
- Какую операцию рассматривал Л. Ельмслев наряду с сегментацией в рамках
анализа текста?
- На какие примеры (из грамматики) опирается Л. Ельмслев, когда обосновывает
неплодотворность индуктивного подхода?
- Какими тремя требованиями к лингвистической теории раскрывается в
Копенгагенской школе эмпирический принцип (толкуемый как выражение способности
теории описывать то постоянное, что делает язык языком)?
- Какими двумя принципами описывается в Копенгагенской школе отношение
лингвистической теории (идеальной, адекватной) к опытным данным?
- Реализации какого принципа построения лингвистической теории служит
включение в нее фиксированного набора символов, аксиом, правил вывода?
- Сравните хронологические рамки деятельности Копенгагенской школы
структурной лингвистики и Пражского лингвистического кружка.
- В каком значении пользуются пражские лингвисты термином «функция», когда
говорят о функциональном характере языковой системы?
- Каким функциям противопоставлена и как структурирована социальная функция
речевой деятельности в «Тезисах ПЛК»?
- За счет чего, по мнению пражских лингвистов, диахрония тесно связана с
синхронией?
- Как вы понимаете противопоставление звуков речи звукам языка по признаку
линейности – нелинейности?
- Чему можно уподобить фонетику (по мнению Н. С. Трубецкого), если уподобить
фонологию науке о финансах?
- Какие диспропорции возникают в структуре фонологической науки при переносе
на нее учения К. Бюлера о трех точках зрения на языковое выражение?
- Как обозначает Н. С. Трубецкой функции признаков звуков речи, позволяющие
обнаружить структуру в линейной (синтагматической) цепи?
- В чем заключаются парадигматический и синтагматический аспекты
идентификации фонем в языке?
- Вспомните, как в курсе введения в языкознание были названы три вида
отношений между звуками, которые соответствуют трем из четырех правил Н. С.
Трубецкого для отличения фонем от их вариантов.
- Приведите три примера того, как сходные звуковые сегменты в одном языке
трактуются как единая фонема, а в другом – как последовательность фонем.
- Сколько членов объединяет одномерная оппозиция? Многомерная оппозиция?
- Приведите пример изолированной оппозиции в системе русских шумных (т.е. не
сонорных) согласных.
- Приведите примеры привативных и градуальных оппозиций в системах русских
гласных и согласных.
- Вариант какой из фонем, составляющих нейтрализуемую оппозицию, реализуется
в позиции нейтрализации, обусловленной «изнутри»?
- Почему, проводя аналогию между фонемой – пучком дифференциальных признаков
и морфемой, которая характеризуется как пучок граммем, пражцы упрощали природу
последней?
- Можно ли по общему правилу установить маркированный член в оппозиции
единственного и множественного числа русских имен существительных?
- Приведите примеры нейтрализации оппозиции единственного и множественного
числа в английском языке.
- Какие русские падежи оказываются, по Р. Якобсону, наиболее маркированными
в шестичленной системе?
- Как назывались аналоги исходной точки и ядра выказывания у
предшественников В. Матезиуса?
- Какой метод - индуктивный или дедуктивный - в большей
степени типичен для американской дескриптивной лингвистики?
- Какими терминами (на -"изм") принято обозначать два ведущих
методологических направления американской структурной лингвистики первой
половины и середины XX века?
- Насколько сильным было влияние Ф. де Соссюра на американскую дескриптивную
лингвистику?
- Как Э. Сепир доказывает неинстинктивный и социальный характер навыков к речи?
- Почему, по мнению Э. Сепира, мышление без языка невозможно? Как в его концепции
характеризуются взаимоотношения языка и мышления?
- В первичной классификации значащих элементов Э. Сепир, помимо корневых, выделяет
дополнительные элементы. Какой дальнейшей классификации были подвергнуты эти
дополнительные элементы на последующих страницах книги "Язык"?
- Разбирая предложение The farmer kills the duckling,
Э. Сепир выделяет пять типов реляционных значений (референция, модальность, личные
отношения, число, время). Какие из них могут быть отнесены к чисто-реляционным?
- Как в терминах трех базовых типологических классификаций языков по Э. Сепиру описать
флективный языковой тип?
- В отрицании какой философской категории Б. Л. Уорф усматривает одно из самых
показательных отличий культуры и языка хопи от среднеевропейского стандарта?
- Как оказываются связаны в концепции Л. Блумфилда языковая способность
человека и разделение труда?
- Что изучает морфонология?
- Каким термином Л. Блумфилд обозначил просодические морфологические
средства (как вид аранжировки)?
- Высказывание Duchess! включает в себя
два формальных средства: восклицательную завершающую интонацию и выбор слова
из класса имен существительных. Как называются такие средства у Л. Блумфилда?
Как называется значение обращения, которое они создают?
- Какие структуры составляющих можно отнести к экзоцентрическим?
- Представьте в виде структуры составляющих The boy
saw the man with the telescope.
На начальную страницу
Последнее обновление
страницы 29 марта 2008 г.