Вопросы для самоконтроля по курсу структурной лингвистики


  1. Почему нельзя определить систему как совокупность, т.е. все, что можно разделить на части? (Какого существенного свойства системы будет недоставать в таком определении?)
  2. Назовите трех–четырех представителей лингвистического направления младограмматиков.
  3. Ф. де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики» подчеркивал: а) социальный характер языка; б) важность синхронного изучения языка; в) системный характер языка; г) нематериальный характер языка. В противовес каким особенностям учения младограмматиков о языке акцентировал эти положения Ф. де Соссюр?
  4. Какой аспект изучения языка – статический или динамический – более объективно, по мнению И. А. Бодуэна де Куртенэ, отражает сущность языка?
  5. В чем И. А. Бодуэн де Куртенэ усматривал системный характер языка? (в связи с классификацией языковых единиц; вспомнить, каким термином он обозначал языковые единицы в данном контексте)
  6. Какое понятие концепции И. А. Бодуэна де Куртенэ наиболее близко понятию parole у Ф. де Соссюра?
  7. В чем, согласно И. А. Бодуэну де Куртенэ, заключается двойственный характер фонемы?
  8. Какова, по И. А. Бодуэну де Куртенэ, связь между фонемой и содержательной стороной языка (выражением различных значений)?
  9. Вспомните и прокомментируйте (в современных терминах) определение формы слова по Ф. Ф. Фортунатову.
  10. Опишите состав разряд слов «без форм» по Ф. Ф. Фортунатову и оцените научную плодотворность выделения такого разряда.
  11. Какие ключевые положения структурной лингвистики, часто связываемые с именем Ф. де Соссюра, были выдвинуты в трудах Н. В. Крушевского?

  12. Существование какого звука предсказал Ф. де Соссюр, выдвигая т. наз. «ларингальную гипотезу» и в каком языке был впоследствии обнаружен этот звук?
  13. Сколько лет Ф. де Соссюр писал свой «Курс общей лингвистики»?
  14. Каковы две основные составляющие речи, по Ф. де Соссюру?
  15. На какую более общую характеристику языка (противопоставляющую его речи) опирается его конвенциональность?
  16. К какой музыкальной метафоре прибегал Ф. де Соссюр, описывая взаимоотношения между языком и речью?
  17. Насколько психологичны, по Ф. де Соссюру, изучение языка и изучение речи?
  18. Что, по мнению Ф. де Соссюра, первично: язык или речь?
  19. С каким специфическим для концепции Ф. де Соссюра понятием структурной лингвистики связано положение о том, что «в языке нет ничего, кроме различий»?
  20. Между какими уровнями языковой структуры, по мнению Ф. де Соссюра, проходит, в основном, граница между синтагматикой языка и синтагматикой речи?
  21. Какова, по мнению Ф. де Соссюра, роль субстанции языка.
  22. Под каким названием Ф. де Соссюр вводит парадигматические отношения?
  23. Какова типовая структура синтагмы у Ф. де Соссюра?
  24. На какого рода общность могут опираться у Ф. де Соссюра парадигматические отношения между языковыми единицами?
  25. Где ошибка в утверждении о том, что знак, по Ф. де Соссюру, - единство идеального означаемого и материального означающего?
  26. Какое свойство языкового знака выводит Ф. де Соссюр из противопоставления наименований понятия «бык» в немецком (Ochs) и французском (boeuf) языках?
  27. Какое свойство языкового знака особенно важно для восприятия речи на слух (по Ф. де Соссюру)?
  28. Перечислите факторы, способствующие стабильности знаковой системы естественного языка (по Ф. де Соссюру).
  29. Прокомментируйте разницу в концептуальной значимости английского sheep и французского mouton.
  30. Приведите примеры различия в значимости одноименных частично совпадающих грамматических значений в русском и каком-то другом языке.
  31. Опираясь на понятие значимости, аргументируйте наличие нулевого окончания в форме рук (род. п. мн. ч.).
  32. Как, опираясь на понятие значимости («В языке … есть только смысловые различия и звуковые различия, проистекающие из этой системы»), подкрепить взгляд Ф. де Соссюра на означающее как на идеальную сущность?
  33. В чем заключается «общий принцип дифференциации», по Ф. де Соссюру?
  34. Перечислите объекты изучения внешней лингвистики.
  35. Почему, по мнению Ф. де Соссюра, важно разделять лингвистику на внешнюю и внутреннюю?
  36. С каким понятием (понятиями) связывает Ф. де Соссюр возможность выделения в лингвистике синхронного и диахронического планов изучения?
  37. Каким направлениям в языкознании положил начало основной труд Ф. де Соссюра?
  38. Назовите авторов двух работ конца 50-х годов, дополняющих изложение концепции Ф. де Соссюра на основе его рукописей.

  39. Назовите четырех представителей Копенгагенской школы структурной лингвистики и их основные труды.
  40. Какую глобальную цель в развитии лингвистической науки ставили перед собой датские структуралисты?
  41. Какие основные положения концепции Ф. де Соссюра послужили отправной точкой для школы глоссематики?
  42. Приведите примеры (не менее двух) того, как в разных языках субстанция плана выражения приобретает различную форму.
  43. Приведите примеры (не менее двух) того, как в разных языках субстанция плана содержания приобретает различную форму.
  44. Как называются в концепции датских структуралистов свойства, которые позволяют отличить инвариантные различия от вариантных?
  45. Как называются две основные составляющие глоссематики как науки о языке, соответствующие плану выражения и плану содержания? Поясните внутреннюю форму этих терминов.
  46. Можно ли, согласно Копенгагенской школе, считать фонетику частью лингвистики? Почему? Какая отрасль знания находится в аналогичном отношении к лингвистике?
  47. Из чего, согласно Копенгагенской школе, состоит структура?
  48. Приведите примеры трех типов зависимостей в системе (парадигматике)
  49. Приведите примеры синтагматической интердепенденции.
  50. Приведите примеры детерминации в тексте.
  51. Приведите примеры комбинации (как типа зависимостей)
  52. С каких углов зрения, по Л. Ельмслеву, можно рассматривать соссюровское понятие языка?
  53. Проиллюстрируйте примером три взгляда на языковую единицу.
  54. Соотнесите аспекты рассмотрения языка у Л. Ельмслева и противопоставление языка и речи у Ф. де Соссюра.
  55. Назовите четырех представителей Копенгагенской школы структурной лингвистики и их основные труды.
  56. В равной ли степени затрагивает сегментация текста план выражения и план содержания?
  57. Поясните понятие фигуры плана содержания.
  58. Каковы количественные соотношения между знаками и фигурами в языке.
  59. Сравните взгляды Ф. де Соссюра и Л. Ельмслева на важность рассмотрения односторонних сущностей в знаковой системе.
  60. Какую операцию рассматривал Л. Ельмслев наряду с сегментацией в рамках анализа текста?
  61. На какие примеры (из грамматики) опирается Л. Ельмслев, когда обосновывает неплодотворность индуктивного подхода?
  62. Какими тремя требованиями к лингвистической теории раскрывается в Копенгагенской школе эмпирический принцип (толкуемый как выражение способности теории описывать то постоянное, что делает язык языком)?
  63. Какими двумя принципами описывается в Копенгагенской школе отношение лингвистической теории (идеальной, адекватной) к опытным данным?
  64. Реализации какого принципа построения лингвистической теории служит включение в нее фиксированного набора символов, аксиом, правил вывода?

  65. Сравните хронологические рамки деятельности Копенгагенской школы структурной лингвистики и Пражского лингвистического кружка.
  66. В каком значении пользуются пражские лингвисты термином «функция», когда говорят о функциональном характере языковой системы?
  67. Каким функциям противопоставлена и как структурирована социальная функция речевой деятельности в «Тезисах ПЛК»?
  68. За счет чего, по мнению пражских лингвистов, диахрония тесно связана с синхронией?
  69. Как вы понимаете противопоставление звуков речи звукам языка по признаку линейности – нелинейности?
  70. Чему можно уподобить фонетику (по мнению Н. С. Трубецкого), если уподобить фонологию науке о финансах?
  71. Какие диспропорции возникают в структуре фонологической науки при переносе на нее учения К. Бюлера о трех точках зрения на языковое выражение?
  72. Как обозначает Н. С. Трубецкой функции признаков звуков речи, позволяющие обнаружить структуру в линейной (синтагматической) цепи?
  73. В чем заключаются парадигматический и синтагматический аспекты идентификации фонем в языке?
  74. Вспомните, как в курсе введения в языкознание были названы три вида отношений между звуками, которые соответствуют трем из четырех правил Н. С. Трубецкого для отличения фонем от их вариантов.
  75. Приведите три примера того, как сходные звуковые сегменты в одном языке трактуются как единая фонема, а в другом – как последовательность фонем.
  76. Сколько членов объединяет одномерная оппозиция? Многомерная оппозиция?
  77. Приведите пример изолированной оппозиции в системе русских шумных (т.е. не сонорных) согласных.
  78. Приведите примеры привативных и градуальных оппозиций в системах русских гласных и согласных.
  79. Вариант какой из фонем, составляющих нейтрализуемую оппозицию, реализуется в позиции нейтрализации, обусловленной «изнутри»?
  80. Почему, проводя аналогию между фонемой – пучком дифференциальных признаков и морфемой, которая характеризуется как пучок граммем, пражцы упрощали природу последней?
  81. Можно ли по общему правилу установить маркированный член в оппозиции единственного и множественного числа русских имен существительных?
  82. Приведите примеры нейтрализации оппозиции единственного и множественного числа в английском языке.
  83. Какие русские падежи оказываются, по Р. Якобсону, наиболее маркированными в шестичленной системе?
  84. Как назывались аналоги исходной точки и ядра выказывания у предшественников В. Матезиуса?

  85. Какой метод - индуктивный или дедуктивный - в большей степени типичен для американской дескриптивной лингвистики?
  86. Какими терминами (на -"изм") принято обозначать два ведущих методологических направления американской структурной лингвистики первой половины и середины XX века?
  87. Насколько сильным было влияние Ф. де Соссюра на американскую дескриптивную лингвистику?
  88. Как Э. Сепир доказывает неинстинктивный и социальный характер навыков к речи?
  89. Почему, по мнению Э. Сепира, мышление без языка невозможно? Как в его концепции характеризуются взаимоотношения языка и мышления?
  90. В первичной классификации значащих элементов Э. Сепир, помимо корневых, выделяет дополнительные элементы. Какой дальнейшей классификации были подвергнуты эти дополнительные элементы на последующих страницах книги "Язык"?
  91. Разбирая предложение The farmer kills the duckling, Э. Сепир выделяет пять типов реляционных значений (референция, модальность, личные отношения, число, время). Какие из них могут быть отнесены к чисто-реляционным?
  92. Как в терминах трех базовых типологических классификаций языков по Э. Сепиру описать флективный языковой тип?
  93. В отрицании какой философской категории Б. Л. Уорф усматривает одно из самых показательных отличий культуры и языка хопи от среднеевропейского стандарта?
  94. Как оказываются связаны в концепции Л. Блумфилда языковая способность человека и разделение труда?
  95. Что изучает морфонология?
  96. Каким термином Л. Блумфилд обозначил просодические морфологические средства (как вид аранжировки)?
  97. Высказывание Duchess! включает в себя два формальных средства: восклицательную завершающую интонацию и выбор слова из класса имен существительных. Как называются такие средства у Л. Блумфилда? Как называется значение обращения, которое они создают?
  98. Какие структуры составляющих можно отнести к экзоцентрическим?
  99. Представьте в виде структуры составляющих The boy saw the man with the telescope.

На начальную страницу

Последнее обновление страницы 29 марта 2008 г.